Мошенничества в маркетинге

14.11.2023

Время прочтения 4 минуты

Мошенничества определяются УК РФ Статья 159., как

1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием

Когда речь идёт о мошенничестве в маркетинге, то данное деяние конкретизируется в той же статье:

5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба
Примечания. 1. Значительным ущербом в части пятой настоящей статьи признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.

Дальше я расскажу о схемах такого мошенничества и методах противодействия ему.

Мошенничество №1

Предприниматель заключает договор с маркетинговым агентством, согласно которому агентство обязуется обеспечить предпринимателя лидами (давайте сразу использовать профессиональную лексику: лид - значит заявка от пользователя), а предприниматель обязуется платить за каждый полученный лид заранее оговорённую сумму. На деле агентство не занимается настройкой и ведением рекламы, а тупо нанимает пенсионеров, которые звонят вам под видом клиентов, заказывают ваш товар или услугу, а потом отказываются платить или просто исчезают. При этом вы, согласно условиям договора, платите агентству за каждое такое обращение - по сути сливаете свой рекламный бюджет. Агентство зарабатывает на разнице оговорённой с вами в договоре стоимости лида и цены, которую оно обещало пенсионерам, оставляющим фейковые заказы. Таким образом, вы платите за лиды и действительно их получаете, но в продажи они не конвертируются. При этом нет возможности в чём-либо обвинить агентство: оно свои обязательства перед вами выполнило в полном объёме и не виновато, что ваши менеджеры не способны ничего продать.

Противоядие

Есть 2 варианта, как воспрепятствовать такого рода мошенничеству.

1. Самостоятельно разработать маркетинговую стратегию и план работ. Этот план разбить на этапы, и в агентстве заказывать выполнение конкретного объёма работ, соответствующих этапу работ из вашего плана. В этом случае от вас потребуется разработать технические задания для каждого этапа работ, и выполненные работы проверять по каждому пункту технического задания. Подобная постановка вопроса сразу отфильтрует агентства, которые не планировали в реальности производить для вас какие-либо работы.

2. Нанять подрядчика на разработку маркетинговой стратегии. А потом поручить ему реализацию этапов этой стратегии. При этом подрядчик может самостоятельно составлять технические задания для каждого этапа работ, а с вами их только согласовывать. У этого варианта есть минус: вы должны разбираться в том, что написано в техническом задании.

Мошенничество №2

Вы заказываете разработку сайта. Агентство сдаёт работу в срок, вам всё нравится. Через некоторое время у вас появляется необходимость изменить цены на сайте или добавить какое-нибудь описание — вы обращаетесь в агентсво, разработавшее сайт, а оно просит внести оплату, сопоставимую с той, что вы уже заплатили за разработку сайта.

Конечно, вы можете отказаться! Но изменить цены всё же надо. Попытавшись это сделать самостоятельно и поняв, что ничего не выходит, вы нанимаете вэб-мастера, надеясь, что это будет дешевле, чем та сумма, которую у вас запросили в агентстве за незначительное изменение. Но вэб-мастер сообщает вам, что ваш сайт сделан на редком и платном плагине какого-нибудь конструктора, что этот плагин запаролен, и что он ничего поделать не может.

Возможно, вам придёт в голову идея в таком случае просто перенести весь сайт на другой хостинг. Но тут окажется, что сайт сделан на движке собственного производства агентства, и переехать от него вы никуда не сможете. Так что вам придётся теперь пожизненно платить абонентскую плату за использование этого движка, а так же платить подрядчику за любые изменения на сайте. Ловко придумано? 😂

Противоядие

А противоядие точно такое же, как и в предыдущем случае: написать техническое задание, как вам надо, чтобы всё было сделано, а потом, принимая работу, проверять выполнение технического задания по каждому его пункту.

А что делать, если вы уже влипли в такую историю? Заказывать сайт заново, предварительно составив техническое задание. Первый сайт можете выбросить.

Мошенничество №3

Маркетинговое агентство предлагает SEO-продвижение вашего сайта за 1 месяц! И через месяц ваш сайт действительно поднимается в Тор по вашим ключевым запросам.

Как это делается? По ключевым запросам, относящимся к вашему сайту, ваш сайт и так уже находится в поисковой выдаче, но только где-то на 50-й странице поисковой выдачи, куда, естественно, никто не доходит. Маркетинговое агентство собирает эти ключевые фразы и потом нанимает школьников, которые находят ваш сайт на 50-й странице поисковика, переходят по ссылке и имитируют на сайте поведение заинтересованного пользователя. Это называется имитацией поведенческого фактора: поисковик "видит" большое число заинтересованных пользователей, переходящих на ваш сайт, и поднимает его в поисковой выдаче с 50-й странице на первую. Так агентство убивает сразу двух зайцев:

1. ваш сайт поднимается в Топ поисковой выдачи;

2. в статистике посещений вы своими глазами видите рост числа заинтересованных уникальных посетителей и снижение количества отказов.

Как высчитаете, выполнило маркетинговое агентство взятые на себя обязательства? Формально, да. Но как только вы перестанете платить, нанятые школьники перестанут переходить на ваш сайт и имитировать поведение заинтересованных пользователей. Статистика уникальных посетителей упадёт. А поисковик, обнаружив искусственную накрутку, забросит ваш сайт ещё дальше в поисковой выдаче, где он был раньше, — и это в лучшем случае! В худшем случае можно попасть в чёрный список поисковика. Вытащить оттуда сайт настолько долго и дорого, что проще всё сделать заново с нуля.

Противоядие

Поведенческий фактор — это одна из составляющих ранжирования сайтов в поисковой выдаче. Но тут важно иметь ввиду, что

1. он должен быть органическим — уникальные заинтересованные посетители на вашем сайте должны быть настоящими!

2. Помимо поведенческого фактора поисковики учитывают и другие параметры, такие, как юзабилити, авторитетность информации на сайте и внешних ссылок, микроразметка и ряд других.

Мошенничество №4

Подрядчик обещает запустить вам контекстную рекламу за 3 дня и берёт оплату только за лиды. Выгодно, правда? 🤑

Как это делается: подрядчик выбирает авто-стратегию с оплатой за лиды — такая стратегия действительно есть в Яндекс-директ. Так где же собака зарыта? Чтобы это понять, давайте разберём, как должно быть правильно.

Для качественной настройки сначала проводятся маркетинговые исследования: анализ продукта, анализ целевой аудитории, анализ конкурентов, сравнительный анализ составов продуктов. На основе данных проведённых исследований определяются сегменты целевой аудитории, и для каждого сегмента формулируется уникальное торговое предложение и собираются ключевые фразы. На основе каждого УТП составляется по несколько офферов и фото и видео материалов для рекламных объявлений. Потом настраивается гиперсегментация — чтобы смысл каждого оффера был релевантен контенту на посадочной площадке. Перед запуском рекламы рассчитывают юнит-экономику — сколько вам нужно получить квалифицированных лидов за период, и какой рекламный бюджет вы готовы ради этого потратить. Это рассчитывается заранее, чтобы после запуска рекламы отслеживать, насколько она вписывается в ту модель юнит-экономики, которую вы рассчитали. В процессе работы рекламной кампании проводят её оптимизацию — отключают убыточные ключевые фразы, объявления, аудитории, офферы, площадки, часы и дни показа; понижают ставки у безубыточных и повышают для прибыльных. Через несколько месяцев на основе сквозной аналитики у вас накопятся данные, какие ключевые фразы, объявления, аудитории, офферы, площадки, часы и дни показа дают наибольшую прибыль — и вот тогда уже можно переключать оптимизированную рекламную кампанию в автоматический режим с оплатой за лиды. Ну, вы уже поняли, что это всё явно не за 3 дня делается.

Когда агентство обещает за 3 дня запустить рекламу и гарантирует, что у вас будут лиды — оно не врёт — лиды действительно будут: например, вы можете потратить на рекламу 100 тысяч рублей, а заказов получить на 50 тысяч. Подрядчик своё обещание выполнил — он ведь не обещал, что вы получите прибыль! И что реклама, запущенная за 3 дня, будет рентабельной, он тоже не обещал.

Противоядие

Если вы дочитали до этого места, то, наверно, уже сами догадались, какое тут может быть противоядие?

Научитесь разрабатывать технические задания для подрядчиков по маркетингу!
Copyright © Дмитрий Никитин 2020 — 2024

Понравилась информация? Поделитесь с друзьями!